ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РИВШ ЗА 2018 ГОД

В 2018 г. впервые в рейтинге университетов мира RUR World University Rankings оказался РИВШ как научная организация. В рейтинге РИВШ расположился на 731 месте (из 784). RUR World University Rankings оценивал эффективность 784 университетов по четырем основным активностям: преподавание, исследования, международное разнообразие, финансовая устойчивость. В рейтинг вошли кроме РИВШ ещё три белорусских вуза — Белорусский государственный университет, Белорусский государственный медицинский университет, Национальный институт высшего образования.

В 2018 году выполнялось 20 научно-исследовательских работ, из них: 11 НИР – за счет средств республиканского бюджета, 9 НИР выполнялось профессорско-преподавательским составом в пределах основного рабочего времени. В 2018 году завершено 9 НИР, из них 4 темы, выполняемые профессорско-преподавательским составом в пределах основного рабочего времени.

Основные результаты в области фундаментальных наук:
• Представлены тенденции и региональные направления международного трансфера технологий. Проанализирован мировой опыт развития трансфера технологий на примере КНР, процессе международного трансфера технологий на современном этапе в Республике Беларусь. Рассмотрены проблемы и перспективы участия Республики Беларусь в международном трансфере технологий.
• Представлены теоретические подходы к проблеме социокультурного творчества молодежи и их методологические ресурсы в контексте разрешения современных проблем социализации молодых людей. Раскрыты исходные принципы и теоретико-методологические основания формирования практикосодержательной модели активизации социально-конструктивного творчества белорусской молодежи. Проанализированы современная субкультурная динамика в молодежной среде, ее потенциал и реальные социально-творческие возможности.
• Распрацаваны макеты адукацыйнага стандарта па БМЗ па ўзроўнях С1 і С2 модулю агульнага валодання беларускай мовай. Распрацаваны Праект Адукацыйнай праграмы па беларускай мове як замежнай (па ўзроўнях А1- С2 модуля агульнага валодання беларускай мовай). Сфармавана тэкставая база тыпавых тэстаў па БМЗ для ўзроўняў С1 і С2 модуля агульнага валодання. Распрацаваны макеты тыпавых тэстаў па БМЗ для ўзроўняў С1, С2 модулю агульнага валодання беларускай мовай.
• Разработаны Модели макетов типовых и сертификационных тестов по модулю профессионального владения языком для уровней В1, В2, С1 по гуманитарному, естественнонаучному, инженерно-техническому, медико-биологическому профилям.
• Выполнена Аналитическая записка «Влияние социально-экономического развития на модель студенческого контингента: международная практика». Трансформация системы формирования контингента студентов в советский период. Представлено научно-методическое обеспечение прогноза влияния социально-экономического развития на модель студенческого контингента. Проанализированы демографические и социально-экономические вызовы, оказывающие влияние на формирование студенческого контингента. Научно обоснована модель прогнозирования формирования и управления движением студенческого контингента. Дан прогноз влияния социально-экономического развития белорусского общества на модель студенческого контингента Республики Беларусь до 2025 г.
• Разработано научно-методическое обеспечение модульного принципа построения образовательных программ высшего образования.
• Прааналізаваны асноўныя філасофска-культуралагічныя плыні, што разглядаюць каштоўнасную праблематыку; узнікненне «парогавых станаў» асобы ў беларускай філасофіі і культуры. Праведзены тэкставы аналіз суаднесенасці паняццяў выяўлення ўніверсальных прынцыпаў і аксіялагічных крытэрыяў экзістэнцыяльнага выбару. Выканана Аналітычная запіска «Парогавыя станы асобы як тэндэнцыя культуры ў канцы XVIII - XXст».
• Разработана теория включения представителей региональных элит к участию в имперских институтах в XIX – начале XX века. Выполнены Аналитические записки с анализом мероприятий по оформление прав государственной службы для элит региона на территории Беларуси в XIX – начале XX века; на территории империи за пределами белорусского региона в XIX – начале XX века. Выполнена Аналитическая записка с анализом форм привлечения уроженцев белорусского региона в органы местного самоуправления и в органы системы управления в XIX – начале XX века. Выполнена Аналитическая записка с анализом форм привлечения уроженцев иных регионов империи в органы местного самоуправления и в органы системы управления в белорусском регионе в XIX – начале XX века.
• Раскрыта сущность феномена виртуального музея как социокультурного института. Обобщен международный и белорусский опыт по созданию и развитию виртуальных музеев и выставок. Выявлены ключевые направления по трансляции историко-культурного наследия и формирования культурной идентичности средствами виртуальных музеев.

Основные результаты в области прикладных наук:
• Выполнена Аналитическая записка «Нормативное правовое обеспечение сетевой формы взаимодействия учреждений образования (иных организаций): национальный и международный опыт». Разработан Проект положения о сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ. Разработан Проект изменений и дополнений в Инструкцию по расчету трудоемкости образовательных программ высшего образования с использованием системы зачетных единиц. Разработан Макетный образец пособия «Научно-методическое и правовое обеспечение сетевой формы взаимодействия учреждений образования (иных организаций)». Разработан Проект учебной программы повышения квалификации для сотрудников учреждений высшего образования «Научно-методическое и правовое обеспечение сетевой формы взаимодействия учреждений образования (иных организаций)».
• Выполнена Аналитическая записка «Ситуация, отражающая взаимодействие учреждения образования и семьи обучающихся учреждений общего среднего, среднего специального, профессионально-технического и высшего образования в области профилактики химической зависимости. Обобщение и концептуальное обоснование применения современных средств, форм, методов, приемов работы с законными представителями обучающихся в области профилактики химической зависимости». Разработаны методические рекомендации по организации социально-педагогической, психологической, информационно-просветительской деятельности учреждений образования, направленной на привлечение семей обучающихся к профилактике химической зависимости. Разработан макетный образец учебно-методического пособия «Как вырастить детей, свободных от зависимости».
• Выполнена Аналитическая записка о современном состоянии моделей стратегического развития молодежной сферы в странах дальнего и ближнего зарубежья, а также на уровне международных организаций (ООН, Европейский союз, Совет Европы, СНГ).

АСПИРАНТУРА

В 2018 году РИВШ продолжал подготовку научных работников высшей квалификации на первой ступени послевузовского образования. По состоянию на декабрь 2018 г. в аспирантуре РИВШ числится 76 обучающихся. Из них: по дневной форме получения образования – 46 человек, по заочной – 15 человек, на соискательстве (период обучения не более 5 лет) – 9, на соискательстве (период обучения не более 2 лет) – 6 человек.

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

В течение 2018 года научно-исследовательская работа была направлена, в основном, на решение проблем реформирования высшей школы. В НИР решались вопросы нормативно-правового, научно-методического и информационного (содержательного, учебно-методического) характера для обеспечения эффективности процесса модернизации высшего образования. Ряд результатов можно считать окончательными и пригодными для использования в практике учреждений образования, другие носят предварительный, модельный характер и будут корректироваться в процессе продолжения работ в соответствии с их календарными планами на последующие годы.

 По договорам, заключенным с БРФФИ:

1. НИР «Трансфер технологий как показатель инновационной восприимчивости национальной экономики» (2017-2019) № ГР 20170771:
• Представлены тенденции и региональные направления международного трансфера технологий.
• Проанализирован мировой опыт развития трансфера технологий на примере КНР.
• Проанализирован опыт Республики Беларусь в процессе международного трансфера технологий на современном этапе.
• Рассмотрены проблемы и перспективы участия Республики Беларусь в международном трансфере технологий.

2. НИР «Социально-творческая активность молодежи в сравнительном изучении: опыт Беларуси и стран Западной Европы» (2018-2020) № ГР 20181254:
• Представлены теоретические подходы к проблеме социокультурного творчества молодежи и их методологические ресурсы в контексте разрешения современных проблем социализации молодых людей.
• Обоснованы исходные принципы и теоретико-методологические основания формирования практикосодержательной модели активизации социально-конструктивного творчества белорусской молодежи.
• Проанализированы современная субкультурная динамика в молодежной среде, ее потенциал и реальные социально-творческие возможности.

 В рамках выполнения Государственной программы научных исследований на 2016-2020 гг. «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества»:

Подпрограмма «Образование» 6.4.05. НИР «Распрацоўка Дзяржаўнага адукацыйнага стандарта і тыпавых тэстаў па беларускай і рускай мовах як замежных»(2016-2020), №ГР 20160546:

  • • Распрацаваны макеты адукацыйнага стандарта па БМЗ па ўзроўнях С1 і С2 модулю агульнага валодання беларускай мовай.
    • Распрацаваны Праект Адукацыйнай праграмы па беларускай мове як замежнай (па ўзроўнях А1- С2 модуля агульнага валодання беларускай мовай).
    • Сфармавана тэкставая база тыпавых тэстаў па БМЗ для ўзроўняў С1 і С2 модуля агульнага валодання.
    • Распрацаваны макеты тыпавых тэстаў па БМЗ для ўзроўняў С1, С2 модулю агульнага валодання беларускай мовай.
    • Разработаны Модели макетов типовых и сертификационных тестов по модулю профессионального владения языком для уровней В1, В2, С1 по гуманитарному, естественнонаучному, инженерно-техническому, медико-биологическому профилям.

 

Подпрограмма «Образование» 6.4.06. НИР «Социально-экономический и педагогический портрет студенчества в контексте социально-экономического развития белорусского общества» (2016-2018), №ГР 20160490:

  • • Выполнена Аналитическая записка «Влияние социально-экономического развития на модель студенческого контингента: международная практика». Трансформация системы формирования контингента студентов в советский период.
    • Разработано научно-методическое обеспечение прогноза влияния социально-экономического развития на модель студенческого контингента.
    • Разработана модель прогнозирования формирования и управления движением студенческого контингента.
    • Разработан прогноз влияния социально-экономического развития белорусского общества на модель студенческого контингента Республики Беларусь до 2025 г.

 Подпрограмма «История и культура» 1.1.03. НИР «Формирование элит на территории Беларуси в XIX – начале XX века» (2016-2020), №ГР 20160828:

  • • Разработана теория включения представителей региональных элит к участию в имперских институтах в XIX – начале XX века.
    • Выполнены Аналитические записки с анализом мероприятий по оформление прав государственной службы для элит региона на территории Беларуси в XIX – начале XX века; на территории империи за пределами белорусского региона в XIX – начале XX века.
    • Выполнена Аналитическая записка с анализом форм привлечения уроженцев белорусского региона в органы местного самоуправления и в органы системы управления в XIX – начале XX века.
    • Выполнена Аналитическая записка с анализом форм привлечения уроженцев иных регионов империи в органы местного самоуправления и в органы системы управления в белорусском регионе в XIX – начале XX века.

 

Подпрограмма «Социология и философия»3.2.06. НИР «Экзістэнцыяльная рэканструкцыя беларускай філасофска-культурнай спадчыны як праблемы выбару ў сучасным інфармацыйным грамадстве” (2016-2020), №ГР 20160489:

  • • Прааналізаваны асноўныя філасофска-культуралагічныя плыні, што разглядаюць каштоўнасную праблематыку; узнікненне «парогавых станаў» асобы ў беларускай філасофіі і культуры.
    • Праведзены тэкставы аналіз суаднесенасці паняццяў выяўлення ўніверсальных прынцыпаў і аксіялагічных крытэрыяў экзістэнцыяльнага выбару.
    • Выканана Аналітычная запіска «Парогавыя станы асобы як тэндэнцыя культуры ў канцы XVIII - XXст».

 

По заданиям, направленным на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь:

1. НИР «Разработать научно-методическое и правовое обеспечение сетевой формы взаимодействия учреждений образования (иных организаций)» (2018) №ГР 20180312:
• Выполнена Аналитическая записка «Нормативное правовое обеспечение сетевой формы взаимодействия учреждений образования (иных организаций): национальный и международный опыт».
• Разработан электронный макет сетевой карты «База данных совместных образовательных программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме взаимодействия учреждениями высшего образования Республики Беларусь».
• Подготовлен перечень учреждений образования (иных организаций) и специальностей высшего образования для организации на их базе экспериментальных площадок по апробации научно-методического и правового обеспечения сетевой формы взаимодействия учреждений образования (иных организаций).
• Разработан Проект типовой формы договора о сетевой форме взаимодействия учреждений образования, организаций, реализующих образовательную программу аспирантуры (адъюнктуры), иных организаций, участвующих в реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия.
• Разработан Проект положения о сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ.
• Разработан Проект изменений и дополнений в Инструкцию по расчету трудоемкости образовательных программ высшего образования с использованием системы зачетных единиц.
• Дано научное обоснование алгоритма проектирования и реализации сетевой формы взаимодействия учреждений образования (иных организаций) при реализации образовательных программ высшего образования и послевузовского образования.
• Разработан Проект методических указаний по разработке учебно-программной документации образовательных программ высшего образования и послевузовского образования, реализуемых в сетевой форме взаимодействия.
• Разработаны рекомендации о признании результатов обучения, полученных в другом учреждении образования (иной организации), участвующих в реализации образовательных программ высшего образования и послевузовского образования посредством сетевой формы взаимодействия.
• Разработаны рекомендации и критерии государственной аккредитации образовательных программ высшего образования и послевузовского образования, реализуемых в сетевой форме взаимодействия учреждений образования (иных организаций).
• Разработаны рекомендации по международной аккредитации образовательных программ высшего образования и послевузовского образования, реализуемых в сетевой форме взаимодействия учреждений образования (иных организаций) с иностранными партнерами.
• Разработан Макетный образец пособия «Научно-методическое и правовое обеспечение сетевой формы взаимодействия учреждений образования (иных организаций)».
• Разработан Проект учебной программы повышения квалификации для сотрудников учреждений высшего образования «Научно-методическое и правовое обеспечение сетевой формы взаимодействия учреждений образования (иных организаций)».

2. НИР «Разработать научно-методическое обеспечение взаимодействия учреждений образования с семьей по профилактике химической зависимости у обучающихся» (2018) №ГР 20180311:
• Выполнена Аналитическая записка «Ситуация, отражающая взаимодействие учреждения образования и семьи обучающихся учреждений общего среднего, среднего специального, профессионально-технического и высшего образования в области профилактики химической зависимости. Обобщение и концептуальное обоснование применения современных средств, форм, методов, приемов работы с законными представителями обучающихся в области профилактики химической зависимости».
• Разработаны методические рекомендации по организации социально-педагогической, психологической, информационно-просветительской деятельности учреждений образования, направленной на привлечение семей обучающихся к профилактике химической зависимости.
• Создан макетный образец учебно-методического пособия «Как вырастить детей, свободных от зависимости».

3. НИР «Научно обосновать и разработать проект Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 года» (2018-2019) №ГР 20181905:
• Проведен комплексный анализ основных моделей стратегического развития молодежной сферы в странах дальнего и ближнего зарубежья.
• Проведен анализ стратегий/концепций развития молодежного сектора международных организаций (ООН, Европейский союз, Совет Европы, СНГ).
• Выполнена Аналитическая записка о современном состоянии моделей стратегического развития молодежной сферы в странах дальнего и ближнего зарубежья, а также на уровне международных организаций (ООН, Европейский союз, Совет Европы, СНГ).

 По грантам Министерства образования Республики Беларусь:


НИР «Виртуальные музеи Беларуси как социокультурный институт» (2018), №ГР 20180310:
• Показана сущность феномена виртуального музея как социокультурного института.
• Обобщён международный и белорусский опыт по созданию и развитию виртуальных музеев и выставок в сети Интернет.
• Выявлены ключевые направления по трансляции историко-культурного наследия и формирования культурной идентичности средствами виртуальных музеев.
• Разработаны практические рекомендации по созданию и развитию белорусских виртуальных музеев и выставок.

         

НИР, выполняемые профессорско-преподавательским составом в пределах основного рабочего времени:


Кафедра информационных технологий в образовании. НИР «Дистанционная форма повышения квалификации в сфере ИКТ в дополнительном образовании взрослых» (2018-2020):
• Разработаны программа повышения квалификации «Технологии электронного обучения», макет учебно-методического пособия «Технологии электронного обучения».
• Организована группа повышения квалификации по программе «Технологии электронного обучения» (ИТ 1.1.47)

Кафедра философии и методологии университетского образования. НИР «Методологические основы институционализации университетского образования в условиях глобального информационного общества» (2018-2020):
• Разработаны институциональные основы университетского образования во взаимодействии с обществом и государством.

Кафедра психологии и педагогического мастерстваНИР «Психологические аспекты педагогического мастерства: интегративный подход» (2016-2020):
• Проанализированы и экспериментально изучены: ассертивность как конструктивный способ межличностного взаимодействия, выступающий альтернативой деструктивным типам поведения – манипуляции и агрессии; склонность субъекта к манипулированию (макиавеллизм личности), мотивация на достижение успеха или на избегание неудач, личностная тревожность, самооценка межличностных отношений (общения), виктимизации субъектов образовательного процесса.
• Подготовлены учебно-методические и научные публикации по вопросу психологической готовности преподавателя к воспитательной работе в высшей школе.

Кафедра проектирования образовательных систем. НИР «Научно-методическое обоснование и разработка компетентностной модели инновационных образовательных программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования Республики Беларусь» (2016-2020):
• Разработан сравнительный анализ, структура и содержание модели инновационных универсальных компетенций профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования Республики Беларусь.
• Разработан перечень универсальных компетенций профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования Республики Беларусь.
• Разработан алгоритм матрицы интегральных базовых профессиональных компетенций (бакалавриат – магистратура);
• Разработан перечень модулей по группе универсальных компетенций.

Кафедра технологий безопасности. НИР «Анализ оценки рисков при разработке систем управления охраной труда» (2016-2018):
• Разработана методика диагностирования технического состояния и определения остаточного срока службы резервуаров.
• Разработана методика диагностирования технического состояния и определения остаточного срока службы паровых и водогрейных котлов.
• Разработаны методические указания по проведению акустико-эмиссионного контроля сосудов, аппаратов, резервуаров, котлов и технологических трубопроводов.
• Проведено апробирование разработанных методик диагностирования технического состояния с определением остаточного срока службы сосудов и аппаратов, технологических трубопроводов, резервуаров, котлов и методических указаний по проведению акустико-эмиссионного контроля сосудов, аппаратов, резервуаров, котлов и технологических трубопроводов на конкретном производстве.

Кафедра историко-культурного наследия Беларуси. НИР «Изучение отечественной и всемирной истории в контексте современной методологии исторического познания» (2014-2018):
• Определены три аспекта характеристики личности: представление истории в биографиях (биограмах) деятелей, создавших историко-куотурное наследие, актуальность которого очевидна в современных контекстах; описание истории через характерную для определенного периода и времени деятельность (творчество) личности; место (позиция) и роль (значение) личности в общественном развитии.
• Разработан алгоритм изучения деятельности исторической персоны (творчества деятеля культуры, достижений деятеля науки).
• Осуществлено конструирование биограмм деятелей истории и культуры Беларуси Новейшего времени.
• Апробирован в процессе повышения квалификации методический прием создания биограммы исторической личности с учетом эмоционально-ценностного компоненте ее личности.
• Созданы культурно-исторические аналоги (культурно оформленные образцы социального поведения человека в истории).

Кафедра молодежной политики и социокультурных коммуникаций. НИР «Профессионально-компетентностная культура специалиста по работе с молодежью: формирование, становление, развитие» (2016-2020):
• Исследованы метапредметные компетенции в профессиональном развитии специалиста: методы анализа и синтеза в компетентностном моделировании.
• Разработаны методология и методика моделирования аналитико-синтезирующей метапредметной компетенции.
• Проведена апробация моделирования аналитико-синтезирующей метапредметной компетенции в профессиональной деятельности специалиста.

Кафедра управления и экономики высшей школыНИР «Социально-экономические и правовые механизмы управления современным учреждением высшего образования» (2014-2018):
• Построена модель социально-управленческого механизма в УВО на основе комплексного экономического и правового анализа.
• Разработаны методические рекомендации по управлению УВО.

Кафедра современного естествознания. НИР «Разработка научно-методического обеспечения переподготовки по специальности в области управления качеством образования» (2017-2018):
• Изучены современные требования к управлению качеством в сфере образования и проанализировано содержание учебных планов по специальностям переподготовки в сфере педагогических измерений, менеджмента качества, педагогической деятельности специалистов.
• Разработан проект образовательного стандарта переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, «Управление качеством в сфере образования» (с присвоением квалификации «Менеджер»), включенной в проект Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации».
• Разработан проект типового учебного плана переподготовки, проект учебно-тематического плана по новой специальности переподготовки «Управление качеством в сфере образования» (ранее – «Менеджмент качества образования»).
• Разработаны проекты учебных программ по учебным дисциплинам по специальности переподготовки «Управление качеством в сфере образования».