Belarus & European Higher Education Area

1. Официальный сайт Европейского пространства высшего образования: www.ehea.info

__________________________________________________________________

2. О Болонском процессе и Европейском пространстве высшего образования

Процесс сближения систем высшего образования стран Европы начался в середине 1970-х годов с принятием в ЕС Резолюции о программе сотрудничества в сфере образования. В 1999 году министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, положившая начало активной совместной работе по гармонизации систем высшего образования в Европе. Начавшись со стран Евросоюза, это движение далее расширилось и на другие европейские страны и получило название Болонского процесса.

Целями данного процесса являются:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, когда университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Болонская декларация, а также ряд иных международных документов, принятых в ее развитие, устанавливают следующие основные принципы формирования общеевропейского образовательного пространства:

˗ введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;

˗ переход на многоступенчатую систему высшего образования (без конкретной привязки к модели бакалавриат-магистратура);

˗ введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;

˗ повышение академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;

˗ обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;

˗ обеспечение регулируемой автономности вузов;

˗ введение аспирантуры и докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьей ступени высшего образования);

˗ придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;

˗ реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое «образование в течение всей жизни»);

˗ переход к общеевропейскому образовательному и исследовательскому пространству.

Страны присоединяются к Болонской декларации на добровольной основе. Основная стратегическая цель Болонского процесса уже достигнута - в 2010 г. на конференции министров образования в Вене и Будапеште было объявлено о начале функционирования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Фактическое же существование Европейского пространства высшего образования берет начало с 1 июля 2010 г. Сейчас цель Болонского процесса заключается в дальнейшем совершенствовании ЕПВО с целью повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского образования в современном мире.

Формирование ЕПВО происходило и происходит в соответствии с принципом сохранения и согласования разнообразных национальных систем образования. Болонский процесс не требует унификации и подчинения, резких революционных шагов, оторванных от национальных контекстов. Важна продуманная, комплексная, гибкая стратегия эволюционного развития образования, нацеленная на повышение его качества. ЕПВО предполагает понятность, открытость, прозрачность систем высшего образования государств-участников Болонского процесса.

__________________________________________________________________

3. Государства-участники Европейского пространства высшего образования

1. Австрия

17. Исландия

33. Россия

2. Азербайджан

18. Испания

34. Румыния

3. Албания

19. Италия

35. Сербия

4. Андорра

20. Казахстан

36. Словакия

5. Армения

21. Кипр

37. Словения

6. Бельгия

22. Латвия

38. Турция

7. Болгария

23. Литва

39. Украина

8. Босния и Герцеговина

24. Лихтенштейн

40. Финляндия

9. Ватикан

25. Люксембург

41. Франция

10. Великобритания

26. Македония

42. Хорватия

11. Венгрия

27. Мальта

43. Чехия

12. Германия

28. Молдова

44. Черногория

13. Греция

29. Нидерланды

45. Швейцария

14. Грузия

30. Норвегия

46. Швеция

15. Дания

31. Польша

47. Эстония

16. Ирландия

32. Португалия

48. Беларусь

__________________________________________________________________

4. Основные декларации и коммюнике


13. Ереванское коммюнике. Коммюнике Конференции министров Европейского пространства высшего образования (Ереван, Армения, 14-15 мая 2015 г.) Русский

12. Бухарестское коммюнике. Максимальное использование нашего потенциала: Консолидация Европейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции министров Европейского пространства высшего образования (Бухарест, Румыния, 26-27 апреля 2012 г.) Русский;

11. Будапештско-Венская декларация о создании Европейского пространства высшего образования. Принята 12 марта 2010 года на Юбилейной конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса (Будапешт/Вена, 11-12 марта 2010 г.) Русский;

10. Левенское коммюнике. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Левен/Лувен-Ла-Нев, 28-29 апреля 2009 г.) Русский;

9. Лондонское коммюнике. К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Лондон, 17-18 мая 2007 г.) Русский;

8. Бергенское коммюнике. Европейское пространство высшего образования: достижение целей. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Берген, Норвегия, 19-20 мая 2005 г.) Русский;

7. Берлинское коммюнике. Создание Европейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Берлин, Германия, 19 сентября 2003 г.) Русский;

6. Пражское коммюнике. К зоне Европейского высшего образования. Коммюнике встречи европейских министров, ответственных за высшее образование (Прага, Чехия, 19 мая 2001 г.) Русский;

5. Гетеборгская декларация студентов (Гётеборг, Швеция, 25 марта 2001 г.) Русский;

4. Болонская декларация: Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования (Болонья, Италия, 19 июня 1999 г.) Русский;

3. Сорбонская декларация. Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию (Сорбонна, Франция, 25 мая 1998 г.) Русский;

2. Лиссабонская конвенция. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, Португалия, 11 апреля 1997 г.) Русский;

1. Великая хартия европейских университетов (Болонья, Италия, 18 сентября 1988 г.)  Русский.

__________________________________________________________________

5. Скачать

5.1. нормативная правовая база:

Решение Республиканского Совета ректоров вузов Республики Беларусь от 10 июня 2009 г. "Болонский процесс: возможные позитивные и негативные последствия от присоединения к нему Республики Беларусь";

Решение Президиума Республиканского Совета ректоров вузов Республики Беларусь от 29 октября 2010 г. "О приложении к диплому для белорусских и иностранных граждан";

5.2. информационно-аналитические обзоры:

Высшее образование Республики Беларусь: от Болонского процесса к Европейскому пространству высшего образования;

Рекомендации по присоединению высшего учебного заведения к Великой хартии университетов;

Информация о реализации принципов Болонской декларации в высшей школе Беларуси: обзор 2011 года;

5.3. для студентов

− Студентам о Болонском процессе и Европейском пространстве высшего образования.

5.4. материалы семинаров и круглых столов

Structural reforms in the European Higher Education Area: challenges and opportunities (18.11.2014, МГЛУ).

Implementation of the European Higher Education Area: challenges and opportunities (03.03.2015, БГУ).

"Дискуссия TUT". Много ли политики в присоединении Беларуси к Болонскому процессу и на что готова страна ради этого
Читать полностью:  http://news.tut.by/society/441905.html
 - интервью заведующего кафедрой проектирования образовательных систем РИВШ, автора книги о Болонском процессе Анатолия Макарова

5.5. стандарты и руководства по инструментам ЕПВО

Стандарты и руководства для обеспечения качества высшего образования в Европейском пространстве высшего
образования (ESG) - 14-15 мая 2015 г.

Руководство по использованию европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (ECTS) - 14-15 мая 2015 г.

− Европейский подход к оценке качества совместных программ - октябрь 2014 г.


Читать полностью:  http://news.tut.by/society/441905.html