ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РИВШ ЗА 2019 ГОД
В 2019 году выполнялось 20 научно-исследовательских работ, из них:
11 НИР – за счет средств республиканского бюджета (3 задания, направленных на обеспечение деятельности Министерства образования, 1 НИР по грантам Министерства образования, 3 НИР по заданиям ГПНИ; 4 НИР по госбюджетному договору с БРФФИ).
9 НИР выполнялось профессорско-преподавательским составом в пределах основного рабочего времени.В 2019 году завершено 4 НИР.
Основные результаты в области фундаментальных наук:
- Раскрыты асаблівасці функцыянавання катэгорыі “экзістэнцыяльны выбар” ў мастацкіх творах ХХ ст, выяўляючы падабенства ідэй, выказаных экзістэнцыялізмам і прадстаўнікамі беларускай сучаснай культуры. Прааналізаваны ідэі сусветнай плыні гуманістычнай парадыгмы вывучэння чалавека. Прааналізаваны ідэі экзістэнцыялізма ў прадстаўнікоў беларускай культуры ХХст. Выканана Аналітычная запіска “Падабенства ідэй сусветнай плыні экзістэнцыялізма і прадстаўнікоў беларускай культуры ХХст.”
- Выявлены уровни потребностей групп элит в XIX – начале XX века, проанализированы и изучены основные проекты в разных сферах общественной деятельности, которые продвигались элитами в изучаемый период. Выявлена динамика изменений потребностей региональных элит с 1795 по 1910 гг. Произведен анализ предлагаемых элитами проектов и инициатив в разных сферах деятельности в период с 1795 по 1910 гг.
- Распрацаваны тэарэтычныя і метадалагічныя асновы сістэмнага структуравання тэставых параметраў і крытэрыяў ацэнкі ўзроўняў сфарміраванасці камунікатыўных уменняў у розных відах маўленчай дзейнасці. Распрацаваны макет комплексу нарматыўна-метадычнай дакументацыі: Інструкцыі і метадычныя рэкамендацыі да арганізацыі тэставання на ўзроўнях А1, А2 агульнага валодання БМЗ. Распрацаваны макет комплексу нарматыўна-метадычнай дакументацыі: Інструкцыі і метадычныя рэкамендацыі да арганізацыі сертыфікацыйнага тэставання па БМЗ (узроўні В1, В2). Распрацаваны макет комплексу нарматыўна-метадычнай дакументацыі: Інструкцыі і метадычныя рэкамендацыі да арганізацыі сертыфікацыйнага тэставання па БМЗ (узроўні С1, С2).
- Разработан интегрированный подход к объяснению терциаризации как экономического феномена. Изучены тенденции и закономерности развития третичного сектора в мировой экономике и успешных практик стимулирования терциаризации. Проанализированы состояние и проблемы в развитии третичного сектора в Республике Беларусь. Выявлены перспективные направления терциаризации белорусской экономики в рамках структурной политики.
- Проанализированы теоретические аспекты изменения роли образования в постиндустриальном обществе. Произведен анализ структурной трансформации экономики Республики Беларусь в разрезе производственной, социальной, технологической и секторальной структуры с учетом сопоставления с аналогичными процессами в разных странах. Предложены практические рекомендации по развитию системы высшего образования, заключающиеся в изменении принципов финансирования, управления и регулирования, стимулов к повышению мотивации профессорско-преподавательского состава, повышении качества образования. Предложены рекомендации по совершенствованию системы послевузовского образования, состоящие в изменении: условий поступления, обучения, процедуры защиты.
- Проанализировано и научно обосновано создание в Республике Беларусь централизованных программно-технических платформ национального/отраслевого уровня для обеспечения образовательного процесса. Разработано техническое задание на централизованную программно-техническую платформу национального/отраслевого уровня для организации электронного обучения.
- Определены принципы формирования культурно-обогащенных пространств как площадок для выявления, формирования и раскрытия конструктивного социально-творческого потенциала различных категорий молодежи. Разработана система критериев, показателей эффективности и оценки результативности реализации концептуальной модели и ее апробация. Выявлены факторы повышения качественного уровня работы с молодежью в контексте современной социокультурной динамики в Республики Беларусь и западноевропейских странах. Разработан комплекс организационно-методических мероприятий по практическому использованию результатов исследования в научно-методическом обеспечении деятельности учреждений образования (в частности, дополнительного образования взрослых).
Основные результаты в области прикладных наук:
- Выполнены Аналитические записки: «Анализ законодательства Республики Беларусь и действующей национальной практики в области регулирования оценки результатов обучения при переводе, восстановлении, академической мобильности, в т.ч. освоении совместных образовательных программ»; «Международный опыт оценки результатов обучения в рамках академической мобильности»; «Международный опыт применения профессиональных стандартов при разработке образовательных программ высшего образования». Разработаны методические рекомендации: по оценке результатов обучения при переводе и восстановлении; по оценке результатов обучения в рамках академической мобильности, в т.ч. освоении совместных образовательных программ; по применению профессиональных стандартов при разработке образовательных программ высшего образования. Разработана оптимизированная модель реализации национальной системы зачетных единиц (кредитов). Разработан Проект Положения о порядке перевода и восстановления студентов. Разработан Проект Порядка применения системы зачетных единиц (кредитов), академических часов и определения количества зачетных единиц (кредитов) в структуре образовательных программ высшего образования.
- Выполнена Аналитическая записка об основных угрозах, вызовах и рисках современного цивилизационного развития в их проекции на белорусскую молодежь. Разработана программа полевых работ для осуществления сбора социологической информации. Выполнена Аналитическая записка по результатам комплексного социологического исследования граждан Республики Беларусь в возрасте от 14 до 31 года по национальной репрезентативной выборке; предложения и рекомендации к разработке Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г. Разработана научно-обоснованная структура и содержание приоритетных направлений реализации Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г. Разработан научно-обоснованный перечень индикаторов, критериев и показателей эффективности реализации Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г. Разработан Проект плана первоочередных мер по реализации Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г. Разработан Проект Стратегии развития государственной молодежной политики Республики Беларусь на период до 2030 г. Разработан Макетный образец научно-методического пособия «Стратегические приоритеты развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 г.».
- Выполнена Аналитическая записка «Комплекс мер, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, выработанных на основе анализа действующих документов и данных мониторинга рабочей группы Министерства образования». Разработаны Методические рекомендации «Научно-методические и организационные подходы к внедрению системы управления охраной труда в аппарате Министерства образования». Разработан Проект Положения о системе управления охраной труда Министерства образования Республики Беларусь.
Аспирантура
В 2019 году РИВШ продолжал подготовку научных работников высшей квалификации на первой ступени послевузовского образования.
По состоянию на декабрь 2019 г. в аспирантуре РИВШ числится 79 обучающихся. Из них: по дневной форме получения образования – 48 человек, по заочной – 18 человек, на соискательстве (период обучения не более 5 лет) – 8, на соискательстве (период обучения не более 2 лет) – 5 человек.
В рамках выполнения Государственной программы научных исследований на 2016-2020 гг. «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества»:
Подпрограмма «Образование» 6.4.05
НИР «Распрацоўка Дзяржаўнага адукацыйнага стандарта і тыпавых тэстаў па беларускай і рускай мове як замежных»(2016-2020), №ГР 20160546:
- Распрацаваны тэарэтычныя і метадалагічныя асновы сістэмнага структуравання тэставых параметраў і крытэрыяў ацэнкі ўзроўняў сфарміраванасці камунікатыўных уменняў у розных відах маўленчай дзейнасці.
- Распрацаваны макет комплексу нарматыўна-метадычнай дакументацыі:
- Інструкцыі і метадычныя рэкамендацыі да арганізацыі тэставання на ўзроўнях А1, А2 агульнага валодання БМЗ.
- Распрацаваны макет комплексу нарматыўна-метадычнай дакументацыі: Інструкцыі і метадычныя рэкамендацыі да арганізацыі сертыфікацыйнага тэставання па БМЗ (узроўні В1, В2). Распрацаваны макет комплексу нарматыўна-метадычнай дакументацыі: Інструкцыі і метадычныя рэкамендацыі да арганізацыі сертыфікацыйнага тэставання па БМЗ (узроўні С1, С2).
Подпрограмма «История и культура» 1.1.03
НИР «Формирование элит на территории Беларуси в XIX – начале XX века» (2016-2020), №ГР 20160828:
- Выявлены уровни потребностей групп элит в XIX – начале XX века, проанализированы и изучены основные проекты в разных сферах общественной деятельности, которые продвигались элитами в изучаемый период.
- Выявлена динамика изменений потребностей региональных элит с 1795 по 1910 гг.
- Произведен анализ предлагаемых элитами проектов и инициатив в разных сферах деятельности в период с 1795 по 1910 гг.
Подпрограмма «Социология и философия»3.2.06
НИР «Экзістэнцыяльная рэканструкцыя беларускай філасофска-культурнай спадчыны як праблемы выбару ў сучасным інфармацыйным грамадстве” (2016-2020), №ГР 20160489:
Основные результаты в области фундаментальных наук:
- Раскрыты асаблівасці функцыянавання катэгорыі “экзістэнцыяльны выбар” ў мастацкіх творах ХХ ст, выяўляючы падабенства ідэй, выказаных экзістэнцыялізмам і прадстаўнікамі беларускай сучаснай культуры.
- Прааналізаваны ідэі сусветнай плыні гуманістычнай парадыгмы вывучэння чалавека.
- Прааналізаваны ідэі экзістэнцыялізма ў прадстаўнікоў беларускай культуры ХХст.
- Выканана Аналітычная запіска “Падабенства ідэй сусветнай плыні экзістэнцыялізма і прадстаўнікоў беларускай культуры ХХст.”
По заданиям, направленным на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь:
НИР «Научно обосновать и разработать проект Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 года» (2018-2019) №ГР 20181905:
- Выполнена Аналитическая записка об основных угрозах, вызовах и рисках современного цивилизационного развития в их проекции на белорусскую молодежь.
- Разработана программа полевых работ для осуществления сбора социологической информации. Выполнена Аналитическая записка по результатам комплексного социологического исследования граждан Республики Беларусь в возрасте от 14 до 31 года по национальной репрезентативной выборке; предложения и рекомендации к разработке Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г.
- Разработана научно-обоснованная структура и содержание приоритетных направлений реализации Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г.
- Разработан научно-обоснованный перечень индикаторов, критериев и показателей эффективности реализации Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г.
- Разработан Проект плана первоочередных мер по реализации Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г.
- Разработан Проект Стратегии развития государственной молодежной политики Республики Беларусь на период до 2030 г.
- Разработан Макетный образец научно-методического пособия «Стратегические приоритеты развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 г.».
НИР «Нормативно-методическое и организационное обеспечение системы управления охраной труда Министерства образования Республики Беларусь» (2019), № ГР 20190691:
- Выполнена Аналитическая записка «Комплекс мер, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, выработанных на основе анализа действующих документов и данных мониторинга рабочей группы Министерства образования».
- Разработаны Методические рекомендации «Научно-методические и организационные подходы к внедрению системы управления охраной труда в аппарате Министерства образования».
- Разработан Проект Положения о системе управления охраной труда Министерства образования Республики Беларусь.
НИР «Разработать комплексный научно обоснованный механизм проектирования и оценки результатов обучения» (2019-2020), № ГР 20190690:
- Выполнены Аналитические записки: «Анализ законодательства Республики Беларусь и действующей национальной практики в области регулирования оценки результатов обучения при переводе, восстановлении, академической мобильности, в т.ч. освоении совместных образовательных программ»; «Международный опыт оценки результатов обучения в рамках академической мобильности»; «Международный опыт применения профессиональных стандартов при разработке образовательных программ высшего образования».
- Разработаны методические рекомендации: по оценке результатов обучения при переводе и восстановлении; по оценке результатов обучения в рамках академической мобильности, в т.ч. освоении совместных образовательных программ; по применению профессиональных стандартов при разработке образовательных программ высшего образования.
- Разработана оптимизированная модель реализации национальной системы зачетных единиц (кредитов).
- Разработан Проект Положения о порядке перевода и восстановления студентов.
- Разработан Проект Порядка применения системы зачетных единиц (кредитов), академических часов и определения количества зачетных единиц (кредитов) в структуре образовательных программ высшего образования.
По грантам Министерства образования Республики Беларусь:
НИР «Разработка концептуальных основ терциаризации и рекомендаций по развитию третичного сектора экономики Республики Беларусь (2019) № ГР 20190689:
- Разработан интегрированный подход к объяснению терциаризации как экономического феномена.
- Изучены тенденции и закономерности развития третичного сектора в мировой экономике и успешных практик стимулирования терциаризации.
- Проанализированы состояние и проблемы в развитии третичного сектора в Республике Беларусь.
- Выявлены перспективные направления терциаризации белорусской экономики в рамках структурной политики.
НИР, выполняемые профессорско-преподавательским составом в пределах основного рабочего времени:
На кафедре информационных технологий в образовании. НИР «Дистанционная форма повышения квалификации в сфере ИКТ в дополнительном образовании взрослых (2018-2020):
- Проведены анализ особенностей реализации обучения в дистанционной форме; сбор и обработка данных о дидактических, организационных и др. особенностях обучения в дистанционной форме.
- Выявлены предпочитаемые системы управления обучением, оптимальная структура дистанционных курсов, актуальные направления повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ.
- Разработана и внедрена учебно-программная документация образовательной программы повышения квалификации в заочной (дистанционной) форме получения образования «Технологии визуализации информации в разработке электронных образовательных ресурсов» для руководителей, специалистов и педагогических работников учреждений образования.
- Разработан и внедрен электронный учебный курс в СДО «Технологии визуализации информации в разработке электронных образовательных ресурсов» для поддержки повышения квалификации руководителей, специалистов и педагогических работников учреждений образования в заочной (дистанционной) форме получения образования.
На кафедре философии и методологии университетского образования. НИР «Методологические основы институционализации университетского образования в условиях глобального информационного общества» (2018-2020):
- Университетское образование рассмотрено через призму формирования интеллектуальной элиты в условиях информационного общества.
- Разработаны макеты учебных программ повышения квалификации для университетских преподавателей.
На кафедре психологии и педагогического мастерства. НИР «Психологические аспекты педагогического мастерства: интегративный подход» (2016-2020):
- Проанализированы психологические особенности готовности преподавателя к воспитательной работе в высшей школе.
- Изучены: рефлексивность студентов учреждений высшего образования; образ психолога в представлениях студентов учреждений высшего образования; влияние веб-среды как нового социокультурного пространства на развитие личности студентов; личностная зрелость студентов педагогических специальностей; ассертивность преподавателей как фактор их готовности к осуществлению воспитательной работы; профессиональное самообразование и самовоспитание педагога.
- Разработана примерная структура программы саморазвития педагога.
На кафедре проектирования образовательных систем. НИР «Научно-методическое обоснование и разработка компетентностной модели инновационных образовательных программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования Республики Беларусь» (2016-2020):
- Спроектирована и разработана компетентностная модель инновационных образовательных программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования Республики Беларусь.
- Апробированы и реализованы компетентностно-ориентированные учебные программы повышения квалификации ППС на базах: БГУ, БГПУ, ПГУ, БГАИ, БГЭУ, БрГУ, ГГТУ, БГАС, МГУП, АМВД РБ, БГАА, УГЗ МЧС, БГУИР, МогГУ, БГУФК.
- Выделены требования к качеству проектирования и реализации инновационных компетентностно-ориентированных моделей подготовки выпускников УВО.
На кафедре технологий безопасности. НИР «Разработка базового варианта руководства по системе управления охраной труда для организаций малого бизнеса» (2019-2023) № ГР 20190351:
- Проведен анализ и изучение литературы, нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.
- Разработан базовый вариант разделов руководства по системе управления охраной труда для организаций малого бизнеса «Элементы системы управления охраной труда», «Политика в области охраны труда».
На кафедре историко-культурного наследия Беларуси. НИР «История белорусской государственности: научное измерение и образовательный потенциал» (2019-2021), № ГР 20190350:
На кафедре молодежной политики и социокультурных коммуникаций. НИР «Профессионально-компетентностная культура специалиста по работе с молодежью: формирование, становление, развитие» (2016-2020):
- Проанализированы моделирующая и проектная компетенции субъекта профессиональной деятельности.
- Представлены формы инновационного проектирования как эффективный инструментарий системы образования через всю жизнь, способствующий формированию и развитию профессионально востребованных компетенций.
На кафедре управления и экономики высшей школы. НИР «Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг» (2019-2022), № ГР 20190352:
- Определены и обоснованы критерии эффективности экспорта образовательных услуг УВО.
- Определена экономическая и социальная эффективность оказания образовательных услуг, выявлены способы ее повышения.
- Представлены предложения по расширению финансовой автономии УВО.
На кафедре современного естествознания. НИР «Разработка дидактического обеспечения переподготовки по специальности в области управления качеством образования» (2019-2022), № ГР 20190353:
- Оптимизированы структура и содержание образовательного стандарта, учебно-тематического плана, учебных программ по учебным дисциплинам по новой специальности переподготовки «Управление качеством в сфере образования» с учетом современных требований к управлению качеством образования.