Основные научные результаты

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РИВШ ЗА 2016 ГОД 

В 2016 году в РИВШ выполнялась 21 научно-исследовательская тема, из них 12 – за счет бюджетных средств, и 9 – выполняемых профессорско-преподавательским составом в его рабочее время.

Основные результаты в области фундаментальных наук:

  • Разаработана концепция теоретико-методологических основ и научно-методического обеспечения формирования метапредметных компетенций специалиста как фактора повышения его профессиональной культуры в условиях инновационной деятельности.
  • Распрацаваны і падрыхтаваны да навуковай экспертызы макеты: Дзяржаўны адукацыйны стандарт па беларускай мове як замежнай. Агульнае валоданне. Пачатковы ўзровень (А1);  Дзяржаўны адукацыйны стандарт па беларускай мове як замежнай. Базавы ўзровень (А2).
  • Разработана методика классификации и типологизации элит на Беларуси в XIX – начале XX века.
  • Распрацавана праграма спецкурса «Маральныя каштоўнасці чалавека ў сучсным інфарамацыйным грамадстве».
  • Разработано научное обоснование проблемы социально-экономического и педагогического портрета студенчества в контексте социально-экономического развития белорусского общества.
  • Выявлено историческое значение колониальной политики герцогства Курляндия в XVII–XVIII вв. для политического, социально-экономического и культурного развития Беларуси, входившей в этот период в состав Великого княжества Литовского.
  • Определены психологические условия эффективности инновационных форм электронного обучения.

Основные результаты в области прикладных наук:

  • Разработаны структуры блочной web-платформы с типовыми сервисами для разработки, структурированного хранения и транспорта мультимедийных электронных образовательных ресурсов и комплекс нормативных документов и научно-методических рекомендаций по применению платформы в образовании.
  • Представлена модель современной профессионально-квалифицированой структуры образования в Республики Беларусь.
  • Доработан проект Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации», направленный в Министерство образования Республики Беларусь для согласования и утверждения.
  • Разработаны методические рекомендации по реализации основных принципов и созданию условий интеграции образовательных программ высшего образования и образовательных программ среднего специального образования.
  • Пересмотрен и дополнен естественнонаучный компонент образовательных программ повышения квалификации и переподготовки преподавателей.
  • Создан электронный банк данных образовательных стандартов и примерных планов по специальностям магистратуры.

Отдел аспирантуры

В 2016 году РИВШ продолжал подготовку научных работников высшей квалификации на первой ступени послевузовского образования.

По состоянию на декабрь 2016 г. в аспирантуре РИВШ числится 60 обучающихся. Из них: по дневной форме получения образования – 29 человек, по заочной – 18 человек, на соискательстве (период обучения не более 5 лет) – 9, на соискательстве (период обучения не более 2 лет) – 4 человека.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

В течение 2016 года научно-исследовательская работа была направлена, в основном, на решение проблем реформирования высшей школы. В НИР решались вопросы нормативно-правового, научно-методического и информационного (содержательного, учебно-методического) характера для обеспечения эффективности процесса модернизации высшего образования.

Ряд результатов можно считать окончательными и пригодными для использования в практике учреждений образования, другие носят предварительный, модельный характер и будут корректироваться в процессе продолжения работ в соответствии с их календарными планами на последующие годы.

В результате выполнения научно-исследовательских работ в 2016 году были получены следующие наиболее значимые научные результаты:

 

По договорам, заключенным с БРФФИ:

НИР «Метапредметные компетенции современного специалиста: философско-методологические основания, моделирование, формирование» (2014-2016) №ГР 20142614:

  • Разработана концепция теоретико-методологических основ и научно-методического обеспечения формирования метапредметных компетенций специалиста как фактора повышения его профессиональной культуры в условиях инновационной деятельности.
  • Предложена методика моделирования метапредметной компетенции и ресурсное обеспечение формирования метапредметных компетенций специалиста (научно-методическое, организационно-управленческое, программное).

 

В рамках выполнения Государственной программы научных исследований на 2016-2020 гг. «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества»:

Подпрограмма «Образование» 6.4.05

НИР «Распрацоўка Дзяржаўнага адукацыйнага стандарта і тыпавых тэстаў па беларускай і рускай мовах як замежных»(2016-2020), №ГР 20160546:

  • Создан макет адукацыйнага стандарта па беларускай мове як замежнай. Агульнае валоданне: узроўні А1,А2. Лексічныя мінімумы і тэставыя матэрыялы  па ўзроўнях А1,А2.
  • Распрацаваны тэматычна-сітуацыйны слоўнік беларускай мовы: агульнаўжывальныя словы і выразы. Лексічны мінімум па ўзроўнях А1, А2.
  • Создан лексический минимум по гуманитарному блоку дисциплин.
  • Разработан модуль общего и профессионального владения РКИ. Лексический минимум инженерно-технического и медико-биологического блока. Лексический минимум по естественно-научному блоку.

 

Подпрограмма «Образование» 6.4.06

НИР «Социально-экономический и педагогический портрет студенчества в контексте социально-экономического развития белорусского общества» (2016-2018), №ГР 20160490:

  • Выполнена аналитическая записка «Практика мониторингового исследования модели студенческого контингента учреждений высшего образования: международный опыт».
  • Разработано научное обоснование проблемы исследования, целей и гипотез, теоретической модели исследования и обследуемой совокупности. Разработка сопровождения исследования (расчет, оценка, информационно-диагностическое обеспечение). Методические рекомендации по проведению исследования.
  • Разработан электронный модуль сбора информации
  • Проведен теоретический анализ, интерпретация и объяснение данных в соответствии с выдвинутой гипотезой.
  • Составлен Национальный отчет для включения данных в международные сопоставительные исследования.

 

Подпрограмма «История и культура» 1.1.03

НИР «Формирование элит на территории Беларуси в XIX – начале XX века» (2016-2020), №ГР 20160828:

  • Выполнена аналитическая записка с обзором источников по истории формирования и деятельности элит на территории Беларуси в XIX – начале XX века.
  • Выполнена аналитическая записка с перечнем и описанием критериев для выявления целевых групп белорусских региональных элит.
  • Предложена методика классификации и типологизации элит на территории Беларуси в XIX – начале XX века.
  • Выполнена аналитическая записка с описанием перечня групп белорусских региональных элит в XIX – начале XX века.

 

Подпрограмма «Социология и философия»3.2.06

НИР «Экзістэнцыяльная рэканструкцыя беларускай філасофска-культурнай спадчыны як праблемы выбару ў сучасным інфармацыйным грамадстве” (2016-2020), №ГР 20160489:

  • Выяўлена ўзнікненне катэгорыі “экзістэнцыяльны выбар” у тэорыі і гісторыі філасофска-культуралагічнай думкі.
  • Прааналізаваны аналітычныя матэрыялы па айчынных і замежных крыніцах даследвання.
  • Распрацаваны і вызначаны метадалагічныя  асновы плануемага даследвання.
  • Распрацавана агульная канцэпцыя даследчага праекту.
  • Выканана аналітычная запіска “Узнікненне катэгорыі “экзістэнцыяльны выбар” у тэорыі і гісторыі філасофска-культуралагічнай думкі.

 

По заданиям, направленным на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь:

1. НИР «Научно-методическое обоснование нормативно-правового и организационно-управленческого обеспечения интеграции образовательных программ высшего образования и образовательных программ среднего специального образования» (2015-2016), №ГР 20150560:

  • Разработаны методические рекомендации по реализации основных принципов и созданию условий интеграции образовательных программ высшего образования и образовательных программ среднего специального образования.
  • Подготовлены методические рекомендации по разработке интегрированных учебных планов.
  • Подготовлены макеты интегрированных учебных планов.
  • Созданы проекты интегрированных учебных планов по специальностям различных профилей образования.
  • Выявлены особенности разработки учебных программ учреждений высшего образования по изучаемым учебным дисциплинам для образовательных программ высшего образования, интегрированных с образовательными программами среднего специального образования.

 

2. НИР «Научно-методическое и организационно-управленческое обеспечение проектирования образовательных программ высшего образования I ступени и магистратуры в контексте Болонского процесса» (2015-2017), №ГР 20150561:

  • Выполнено научно-методическое обоснование критериев качества образовательных стандартов по специальностям магистратуры.
  • Выполнено научно-методическое обоснование набора показателей для экспертизы образовательных стандартов и примерных планов по специальностям магистратуры.
  • Подготовлена аналитическая записка по результатам разработки образовательных стандартов и примерных планов по специальностям магистратуры.
  • Разработано методическое обеспечение внедрения образовательных стандартов по специальностям магистратуры.
  • Создан электронный банк данных образовательных стандартов и примерных планов по специальностям магистратуры.
  • Систематизированы основные подходы и направления пересмотра и актуализации содержания образовательных программ высшего образования.
  • Разработаны принципы и механизмы сокращения сроков получения высшего образования первой ступени.
  • Разработана структурно-содержательная модель образовательной программы бакалавриата.
  • Разработан макет образовательного стандарта по специальности бакалавриата.

 

3. НИР «Оптимизация профессионально-квалификационной структуры образования в Республике Беларусь» (2015-2016),  №ГР 20150557:

  • Разработана модель современной профессионально-квалифицированой структуры образования в Республики Беларусь и проект Технического задания.
  • Разработан проект Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации», направленный в Министерство образования Республики Беларусь для согласования и утверждения.
  • Разработан проект Перекодировочных таблиц.
  • Разработан проект Методических указаний по внедрению Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации».

 

  1. 4.НИР «Концептуальное обоснование и методологическая разработка содержания естественнонаучного компонента образовательных программ повышения квалификации и переподготовки преподавателей» (2015-2016),  №ГР 20150559:
  • Разработан естественнонаучный компонент образовательных программ повышения квалификации и переподготовки преподавателей.
  • Подготовлена аналитическая записка по внедрению разработанного подхода в образовательную программу подготовки магистров.
  • Разработан проект макета учебной программы «Основы современного естествознания» для учреждений высшего образования по специальностям второй ступени высшего образования.
  • Разработаны методические рекомендации по реализации учебной программы «Основы современного естествознания» для специальностей естественнонаучного, гуманитарного и социально-экономического профилей научной и практико-ориентированной магистратуры.

 

5. НИР «Разработка нормативно-методического обеспечения и структуры облачной web-платформы с типовыми сервисами для хранения и транспорта мультимедийных электронных образовательных ресурсов» (2016), №ГР 20161216:

  • Разработаны структуры блочной web-платформы с типовыми сервисами для разработки, структурированного хранения и транспорта мультимедийных электронных образовательных ресурсов и комплекс нормативных документов и научно-методических рекомендаций по применению платформы в образовании.
  • Подготовлено техническое задание на разработку платформы с комплектом схем клиент-серверной архитектуры, сервисов и функций блоков и модулей серверной и клиентской частей и web-интерфейсов. Схемы бизнес-процессов и особенности организации обучения при использовании платформы.
  • Подготовлена пояснительная записка к разработке. Комплект базовых нормативных документов и комплекс научно-методических рекомендаций по применению платформы и использованию ЭОР в образовании.

 

По грантам Министерства образования Республики Беларусь:

1. НИР «Белорусско-латвийские взаимоотношения в XVII–XVIII вв. в контексте колониальной политики герцогства Курляндия» (2016), № ГР 20164051:

  • Определено значение колониальной политики Курляндского герцогства для исторической памяти народов Беларуси, Латвии и Польши.
  • Раскрыты движущих сил и характера курляндского колониализма; выяснение места колониальной политики Курляндского герцогства в истории белорусских земель в составе Великого княжества Литовского.
  • Сформулирован новый подход к проблеме колониальной политики Курляндского герцогства в свете авторской концепции «малого колониализма» стран Балтийского региона XVII–XVIII вв.
  • Разработаны практические рекомендации по осуществлению мероприятий в области сохранения культурно-исторического наследия народов Восточной Европы и Прибалтики.

 

         2. НИР «Психологические условия эффективности инновационных форм электронного обучения» № ГР 20164052:

  • Проведено теоретическое исследование зарубежной и отечественной практики внедрения электронного обучения (Ю.Б. Рубин, Г.В. Можаева, Е.Ю. Крутских, D.G. Sampson, C. Dede, M. Bold и др.).
  • Представлен развернутый анализ психологических условий эффективности инновационных форм электронного обучения.
  • Обозначены основные особенности электронного обучения, проблемные аспекты эффективности инновационных форм обучения.
  • Проведено эмпирическое исследование психологических условий эффективности инновационных форм электронного обучения, подготовлены практические рекомендации по результатам исследования.
  • Подготовлен ряд научных публикаций по теме исследования,  результаты исследования представлены на научных конференциях.

 

НИР,  выполняемые профессорско-преподавательским составом в его рабочее время.

Кафедра информационных технологий в образовании

НИР «Анализ ИКТ - компетенций ППС учреждений высшего образования по результатам анкетирования и тестирования в процессе повышения квалификации»  (2015-2017):

  • Проведен анализ ИКТ-компетенций ППС и УВП УВО и УДОВ.
  • Определены перспективные направления образовательной деятельности в дополнительном образовании взрослых в области ИКТ.
  • Опубликованы учебно-методические пособия с электронной поддержкой.

 

Кафедра философии и методологии университетского образования

            НИР «Философские и методологические основы современной теории организации, принципы формирования организационной культуры и корпоративной этики высшей школы в условиях информационного общества» (2016-2017)

  • Разработана системная модель диагностики организационной культуры УВО.
  • Проведен анализ специфика организационной культуры учреждения высшего образования УВО.
  • Описаны ее функциональные преференции; определены критерии ее диагностики.

 

Кафедра психологии и педагогического мастерства

НИР «Психологические аспекты педагогического мастерства: интегративный подход» (2016-2020):

  • Апробированы учебно-методические и научные публикации по проблеме формирования педагогического мастерства преподавателя высшей школы.
  • Раскрыта сущность и содержание интегративного подхода в образовании.
  • Сделан особый акцент в исследовании на коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы в электронной среде как составляющей педагогического мастерства.

 

Кафедра проектирования образовательных систем

Научно-методическое обоснование и разработка компетентностной модели инновационных образовательных программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования  Республики Беларусь (2016-2020).

  • Осуществлен сравнительный анализ проектирования и внедрения в образовательный процесс учреждений высшего образования образовательных стандартов и программ.
  • Разработаны компетентностно-ориентированные модели подготовки выпускников высшего образования.
  • Определены модели самостоятельной работы студентов.
  • Выявлены основные подходы к оценке и диагностике компетенций студентов учреждений высшего образования.
  • Осуществлен анализ адаптированных практик компетентностной модели подготовки выпускников высшего образования в Республике Беларусь.

 

Кафедра охраны труда и законодательства о труде

НИР «Анализ оценки рисков при разработке систем управления охраной труда» (2016-2018).

  • Проведен анализ нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.
  • Разработаны методики диагностирования технического состояния и определения остаточного срока службы сосудов и аппаратов.
  • Разработаны методики диагностирования технического состояния и определения остаточного срока службы технологических трубопроводов.

 

Кафедра историко-культурного наследия Беларуси

НИР «Изучение отечественной и всемирной истории в контексте современной методологии исторического познания» (2014-2018):

  • Исследованы дискуссионное поле и практика реализации модернизационного подхода к пониманию процессов общественно-исторического развития российскими учеными-историками.
  • Проанализирован опыт применения модернизационного подхода при проведении исторического исследования белорусскими учеными-историками;
  • Изучены идеи (концептуальные предположения) по разработке системы национальных идентификационных маркеров при реализации  модернизационного подхода к пониманию процессов общественно-исторического развития современного белорусского общества с учетом его поликультурного, полиэтнического и многоконфессионального характера, а также культурно-исторического наследия Беларуси.
  • Прослежена эволюция использования модернизационного подхода к пониманию процессов общественно-исторического развития в образовательной сфере с учетом специфики дисциплин социально–гуманитарного цикла, в частности, при создании нескольких поколений образовательных стандартов высшего образования и учебных пособий по истории Беларуси.
  • Соотнесены концептуальные признаки модернизационного подхода к пониманию процессов общественно-исторического развития с принципами дидактического конструирования содержания исторического образования;
  • Осуществлена содержательная характеристика исторического процесса как истории нереализованных альтернатив (в отличие от контрфактической истории) с прогнозированием множественности вариантов развития общества на уровне их теоретического осмысления в соответствии с принципом ретроальтернативистики.
  • Разработан учебно-методический прием создания образовательных ситуаций анализа общественного развития как истории несостоявшихся альтернатив с учетом ведущей роли теоретического учебного исторического знания, отличия исторического факта от вымысла или домысла, множественности взглядов на историю в аспекте диалогической интерпретации исторических фактов, овладения способами взаимодействия с удаленными по времени событиями.

 

Кафедра молодежной политики и социокультурных коммуникаций

НИР «Профессионально-компетентностная культура специалиста по работе с молодежью: формирование, становление, развитие» (2016-2020):

Разработано теоретическое практикоориентированное обоснование разработки, методического сопровождения, форм внедрения в образовательный процесс кафедры концептуальных и научно-методических оснований формирования, становления, развития и профессионально-компетентностной культуры специалиста по работы с молодежью.

 

Кафедра экономики и управления высшей школы

НИР «Социально-экономические и правовые механизмы управления современным учреждением высшего образования» (2014-2018):

  • В настоящее время в Республике Беларусь проводится целенаправленная работа по развитию научной сферы и ее кадрового потенциала в соответствии с целями и задачами социально-экономического и инновационного развития.
  • Приняты меры по совершенствованию системы планирования и формирования контингента лиц для обучения в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре, преодолению сложившихся диспропорций в отраслевой специализации обучающихся в соответствии с приоритетными направлениями науки и технологий.
  • Идет процесс создания эффективной системы обратной связи между заказчиками научных работников высшей квалификации и системой их подготовки. Объемы подготовки научных работников высшей квалификации по приоритетным направлениям не в полной мере соответствуют потребностям инновационного развития экономики и свидетельствуют о необходимости усиления кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями в целях расширения подготовки научных работников высшей квалификации для реального сектора экономики.

 

Кафедра современного естествознания

НИР «Актуализация и совершенствование контрольно-измерительных материалов для повышения квалификации преподавателей по учебным программам естественнонаучного профиля» (2016):

  • Обоснованы методические рекомендации по актуализации научного знания в культуре через совершенствование содержания среднего специального, высшего образования и дополнительного образования взрослых.
  • Разработаны методические рекомендации на уровне среднего специального образования – применять элементы медийного образования в виде сравнительного анализа сообщений в масс-медиа о достижениях науки, непосредственно связанных с будущей специализацией учащихся, для выработки приемов и формирования компетенций, позволяющих отличать достижения реальной науки и техники от поделок и рецептов псевдоученых.
  • Разработаны методические рекомендации в рамках высшего образования – включение в учебные планы магистратуры по специальностям педагогического профиля учебной дисциплины «Основы современного естествознания», по специальностям гуманитарного и социально-экономического профилей, особенно по специальности «Журналистика», – синтетического курса «Генезис и становление концепций современного естествознания».
  • Разработаны методические рекомендации в системе дополнительного образования взрослых – обогащение образовательных программ естественнонаучными компонентами, в частности, включение в учебные программы повышения квалификации и переподготовки преподавателей гуманитарных и социальных дисциплин таких тем, как «Современные представления о Вселенной», «Биологическая эволюция» и «Псевдонаука в масс-медиа: мировоззренческие проблемы».