ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РИВШ ЗА 2019 ГОД

В 2019 году выполнялось 20 научно-исследовательских работ, из них:

11 НИР – за счет средств республиканского бюджета (3 задания, направленных на обеспечение деятельности Министерства образования, 1 НИР по грантам Министерства образования, 3 НИР по заданиям ГПНИ; 4 НИР по госбюджетному договору с БРФФИ).

9 НИР выполнялось профессорско-преподавательским составом в пределах основного рабочего времени.В 2019 году завершено 4 НИР.

 

Основные результаты в области фундаментальных наук:

  • Раскрыты асаблівасці функцыянавання катэгорыі “экзістэнцыяльны выбар” ў мастацкіх творах ХХ ст, выяўляючы падабенства ідэй, выказаных экзістэнцыялізмам і прадстаўнікамі беларускай сучаснай культуры. Прааналізаваны ідэі сусветнай плыні гуманістычнай парадыгмы вывучэння чалавека. Прааналізаваны ідэі экзістэнцыялізма ў прадстаўнікоў беларускай культуры ХХст. Выканана Аналітычная запіска “Падабенства ідэй сусветнай плыні экзістэнцыялізма і прадстаўнікоў беларускай культуры ХХст.”
  • Выявлены уровни потребностей групп элит в XIX – начале XX века, проанализированы и изучены основные проекты в разных сферах общественной деятельности, которые продвигались элитами в изучаемый период. Выявлена динамика изменений потребностей региональных элит с 1795 по 1910 гг. Произведен анализ предлагаемых элитами проектов и инициатив в разных сферах деятельности в период с 1795 по 1910 гг.
  • Распрацаваны тэарэтычныя і метадалагічныя асновы сістэмнага структуравання тэставых параметраў і крытэрыяў ацэнкі ўзроўняў сфарміраванасці камунікатыўных уменняў у розных відах маўленчай дзейнасці. Распрацаваны макет комплексу нарматыўна-метадычнай дакументацыі: Інструкцыі і метадычныя рэкамендацыі да арганізацыі тэставання на ўзроўнях А1, А2 агульнага валодання БМЗ. Распрацаваны макет комплексу нарматыўна-метадычнай дакументацыі: Інструкцыі і метадычныя рэкамендацыі да арганізацыі сертыфікацыйнага тэставання па БМЗ (узроўні В1, В2). Распрацаваны макет комплексу нарматыўна-метадычнай дакументацыі: Інструкцыі і метадычныя рэкамендацыі да арганізацыі сертыфікацыйнага тэставання па БМЗ (узроўні С1, С2).
  • Разработан интегрированный подход к объяснению терциаризации как экономического феномена. Изучены тенденции и закономерности развития третичного сектора в мировой экономике и успешных практик стимулирования терциаризации. Проанализированы состояние и проблемы в развитии третичного сектора в Республике Беларусь. Выявлены перспективные направления терциаризации белорусской экономики в рамках структурной политики.
  • Проанализированы теоретические аспекты изменения роли образования в постиндустриальном обществе. Произведен анализ структурной трансформации экономики Республики Беларусь в разрезе производственной, социальной, технологической и секторальной структуры с учетом сопоставления с аналогичными процессами в разных странах. Предложены практические рекомендации по развитию системы высшего образования, заключающиеся в изменении принципов финансирования, управления и регулирования, стимулов к повышению мотивации профессорско-преподавательского состава, повышении качества образования. Предложены рекомендации по совершенствованию системы послевузовского образования, состоящие в изменении: условий поступления, обучения, процедуры защиты.
  • Проанализировано и научно обосновано создание в Республике Беларусь централизованных программно-технических платформ национального/отраслевого уровня для обеспечения образовательного процесса. Разработано техническое задание на централизованную программно-техническую платформу национального/отраслевого уровня для организации электронного обучения.
  • Определены принципы формирования культурно-обогащенных пространств как площадок для выявления, формирования и раскрытия конструктивного социально-творческого потенциала различных категорий молодежи. Разработана система критериев, показателей эффективности и оценки результативности реализации концептуальной модели и ее апробация. Выявлены факторы повышения качественного уровня работы с молодежью в контексте современной социокультурной динамики в Республики Беларусь и западноевропейских странах. Разработан комплекс организационно-методических мероприятий по практическому использованию результатов исследования в научно-методическом обеспечении деятельности учреждений образования (в частности, дополнительного образования взрослых).

 Основные результаты в области прикладных наук:

  • Выполнены Аналитические записки: «Анализ законодательства Республики Беларусь и действующей национальной практики в области регулирования оценки результатов обучения при переводе, восстановлении, академической мобильности, в т.ч. освоении совместных образовательных программ»; «Международный опыт оценки результатов обучения в рамках академической мобильности»; «Международный опыт применения профессиональных стандартов при разработке образовательных программ высшего образования». Разработаны методические рекомендации: по оценке результатов обучения при переводе и восстановлении; по оценке результатов обучения в рамках академической мобильности, в т.ч. освоении совместных образовательных программ; по применению профессиональных стандартов при разработке образовательных программ высшего образования. Разработана оптимизированная модель реализации национальной системы зачетных единиц (кредитов). Разработан Проект Положения о порядке перевода и восстановления студентов. Разработан Проект Порядка применения системы зачетных единиц (кредитов), академических часов и определения количества зачетных единиц (кредитов) в структуре образовательных программ высшего образования.
  • Выполнена Аналитическая записка об основных угрозах, вызовах и рисках современного цивилизационного развития в их проекции на белорусскую молодежь. Разработана программа полевых работ для осуществления сбора социологической информации. Выполнена Аналитическая записка по результатам комплексного социологического исследования граждан Республики Беларусь в возрасте от 14 до 31 года по национальной репрезентативной выборке; предложения и рекомендации к разработке Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г. Разработана научно-обоснованная структура и содержание приоритетных направлений реализации Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г. Разработан научно-обоснованный перечень индикаторов, критериев и показателей эффективности реализации Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г. Разработан Проект плана первоочередных мер по реализации Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г. Разработан Проект Стратегии развития государственной молодежной политики Республики Беларусь на период до 2030 г. Разработан Макетный образец научно-методического пособия «Стратегические приоритеты развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 г.».
  • Выполнена Аналитическая записка «Комплекс мер, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, выработанных на основе анализа действующих документов и данных мониторинга рабочей группы Министерства образования». Разработаны Методические рекомендации «Научно-методические и организационные подходы к внедрению системы управления охраной труда в аппарате Министерства образования». Разработан Проект Положения о системе управления охраной труда Министерства образования Республики Беларусь.

 

Аспирантура

В 2019 году РИВШ продолжал подготовку научных работников высшей квалификации на первой ступени послевузовского образования.

По состоянию на декабрь 2019 г. в аспирантуре РИВШ числится 79 обучающихся. Из них: по дневной форме получения образования – 48 человек, по заочной – 18 человек, на соискательстве (период обучения не более 5 лет) – 8, на соискательстве (период обучения не более 2 лет) – 5 человек.

 

 

В рамках выполнения Государственной программы научных исследований на 2016-2020 гг. «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества»:

 

Подпрограмма «Образование» 6.4.05

НИР «Распрацоўка Дзяржаўнага адукацыйнага стандарта і тыпавых тэстаў па беларускай і рускай мове як замежных»(2016-2020), №ГР 20160546:

  • Распрацаваны тэарэтычныя і метадалагічныя асновы сістэмнага структуравання тэставых параметраў і крытэрыяў ацэнкі ўзроўняў сфарміраванасці камунікатыўных уменняў у розных відах маўленчай дзейнасці.
  • Распрацаваны макет комплексу нарматыўна-метадычнай дакументацыі:
  • Інструкцыі і метадычныя рэкамендацыі да арганізацыі тэставання на ўзроўнях А1, А2 агульнага валодання БМЗ.
  • Распрацаваны макет комплексу нарматыўна-метадычнай дакументацыі: Інструкцыі і метадычныя рэкамендацыі да арганізацыі сертыфікацыйнага тэставання па БМЗ (узроўні В1, В2). Распрацаваны макет комплексу нарматыўна-метадычнай дакументацыі: Інструкцыі і метадычныя рэкамендацыі да арганізацыі сертыфікацыйнага тэставання па БМЗ (узроўні С1, С2).

Подпрограмма «История и культура» 1.1.03

НИР «Формирование элит на территории Беларуси в XIX – начале XX века» (2016-2020), №ГР 20160828:

  • Выявлены уровни потребностей групп элит в XIX – начале XX века, проанализированы и изучены основные проекты в разных сферах общественной деятельности, которые продвигались элитами в изучаемый период.
  • Выявлена динамика изменений потребностей региональных элит с 1795 по 1910 гг.
  • Произведен анализ предлагаемых элитами проектов и инициатив в разных сферах деятельности в период с 1795 по 1910 гг.

 

Подпрограмма «Социология и философия»3.2.06

НИР «Экзістэнцыяльная рэканструкцыя беларускай філасофска-культурнай спадчыны як праблемы выбару ў сучасным інфармацыйным грамадстве” (2016-2020), №ГР 20160489:

Основные результаты в области фундаментальных наук:

  • Раскрыты асаблівасці функцыянавання катэгорыі “экзістэнцыяльны выбар” ў мастацкіх творах ХХ ст, выяўляючы падабенства ідэй, выказаных экзістэнцыялізмам і прадстаўнікамі беларускай сучаснай культуры.
  • Прааналізаваны ідэі сусветнай плыні гуманістычнай парадыгмы вывучэння чалавека.
  • Прааналізаваны ідэі экзістэнцыялізма ў прадстаўнікоў беларускай культуры ХХст.
  • Выканана Аналітычная запіска “Падабенства ідэй сусветнай плыні экзістэнцыялізма і прадстаўнікоў беларускай культуры ХХст.”

 

По заданиям, направленным на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь:

 

НИР «Научно обосновать и разработать проект Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 года» (2018-2019) №ГР 20181905:

  • Выполнена Аналитическая записка об основных угрозах, вызовах и рисках современного цивилизационного развития в их проекции на белорусскую молодежь.
  • Разработана программа полевых работ для осуществления сбора социологической информации. Выполнена Аналитическая записка по результатам комплексного социологического исследования граждан Республики Беларусь в возрасте от 14 до 31 года по национальной репрезентативной выборке; предложения и рекомендации к разработке Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г.
  • Разработана научно-обоснованная структура и содержание приоритетных направлений реализации Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г.
  • Разработан научно-обоснованный перечень индикаторов, критериев и показателей эффективности реализации Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г.
  • Разработан Проект плана первоочередных мер по реализации Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 г.
  • Разработан Проект Стратегии развития государственной молодежной политики Республики Беларусь на период до 2030 г.
  • Разработан Макетный образец научно-методического пособия «Стратегические приоритеты развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 г.».

 

НИР «Нормативно-методическое и организационное обеспечение системы управления охраной труда Министерства образования Республики Беларусь» (2019), № ГР 20190691:

  • Выполнена Аналитическая записка «Комплекс мер, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, выработанных на основе анализа действующих документов и данных мониторинга рабочей группы Министерства образования».
  • Разработаны Методические рекомендации «Научно-методические и организационные подходы к внедрению системы управления охраной труда в аппарате Министерства образования».
  • Разработан Проект Положения о системе управления охраной труда Министерства образования Республики Беларусь.

 

НИР «Разработать комплексный научно обоснованный механизм проектирования и оценки результатов обучения» (2019-2020), № ГР 20190690:

  • Выполнены Аналитические записки: «Анализ законодательства Республики Беларусь и действующей национальной практики в области регулирования оценки результатов обучения при переводе, восстановлении, академической мобильности, в т.ч. освоении совместных образовательных программ»; «Международный опыт оценки результатов обучения в рамках академической мобильности»; «Международный опыт применения профессиональных стандартов при разработке образовательных программ высшего образования».
  • Разработаны методические рекомендации: по оценке результатов обучения при переводе и восстановлении; по оценке результатов обучения в рамках академической мобильности, в т.ч. освоении совместных образовательных программ; по применению профессиональных стандартов при разработке образовательных программ высшего образования.
  • Разработана оптимизированная модель реализации национальной системы зачетных единиц (кредитов).
  • Разработан Проект Положения о порядке перевода и восстановления студентов.
  • Разработан Проект Порядка применения системы зачетных единиц (кредитов), академических часов и определения количества зачетных единиц (кредитов) в структуре образовательных программ высшего образования.

 

По грантам Министерства образования Республики Беларусь:

 

НИР «Разработка концептуальных основ терциаризации и рекомендаций по развитию третичного сектора экономики Республики Беларусь (2019) № ГР 20190689:

  • Разработан интегрированный подход к объяснению терциаризации как экономического феномена.
  • Изучены тенденции и закономерности развития третичного сектора в мировой экономике и успешных практик стимулирования терциаризации.
  • Проанализированы состояние и проблемы в развитии третичного сектора в Республике Беларусь.
  • Выявлены перспективные направления терциаризации белорусской экономики в рамках структурной политики.

 

НИР, выполняемые профессорско-преподавательским составом в пределах основного рабочего времени:

 

На кафедре информационных технологий в образовании. НИР «Дистанционная форма повышения квалификации в сфере ИКТ в дополнительном образовании взрослых (2018-2020):

  • Проведены анализ особенностей реализации обучения в дистанционной форме; сбор и обработка данных о дидактических, организационных и др. особенностях обучения в дистанционной форме.
  • Выявлены предпочитаемые системы управления обучением, оптимальная структура дистанционных курсов, актуальные направления повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ.
  • Разработана и внедрена учебно-программная документация образовательной программы повышения квалификации в заочной (дистанционной) форме получения образования «Технологии визуализации информации в разработке электронных образовательных ресурсов» для руководителей, специалистов и педагогических работников учреждений образования.
  • Разработан и внедрен электронный учебный курс в СДО «Технологии визуализации информации в разработке электронных образовательных ресурсов» для поддержки повышения квалификации руководителей, специалистов и педагогических работников учреждений образования в заочной (дистанционной) форме получения образования.

 

 

На кафедре философии и методологии университетского образования. НИР «Методологические основы институционализации университетского образования в условиях глобального информационного общества» (2018-2020):

  • Университетское образование рассмотрено через призму формирования интеллектуальной элиты в условиях информационного общества.
  • Разработаны макеты учебных программ повышения квалификации для университетских преподавателей.

 

На кафедре психологии и педагогического мастерства. НИР «Психологические аспекты педагогического мастерства: интегративный подход» (2016-2020):

  • Проанализированы психологические особенности готовности преподавателя к воспитательной работе в высшей школе.
  • Изучены: рефлексивность студентов учреждений высшего образования; образ психолога в представлениях студентов учреждений высшего образования; влияние веб-среды как нового социокультурного пространства на развитие личности студентов; личностная зрелость студентов педагогических специальностей; ассертивность преподавателей как фактор их готовности к осуществлению воспитательной работы; профессиональное самообразование и самовоспитание педагога.
  • Разработана примерная структура программы саморазвития педагога.

 

На кафедре проектирования образовательных систем. НИР «Научно-методическое обоснование и разработка компетентностной модели инновационных образовательных программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования Республики Беларусь» (2016-2020):

  • Спроектирована и разработана компетентностная модель инновационных образовательных программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования Республики Беларусь.
  • Апробированы и реализованы компетентностно-ориентированные учебные программы повышения квалификации ППС на базах: БГУ, БГПУ, ПГУ, БГАИ, БГЭУ, БрГУ, ГГТУ, БГАС, МГУП, АМВД РБ, БГАА, УГЗ МЧС, БГУИР, МогГУ, БГУФК.
  • Выделены требования к качеству проектирования и реализации инновационных компетентностно-ориентированных моделей подготовки выпускников УВО.

 

На кафедре технологий безопасности. НИР «Разработка базового варианта руководства по системе управления охраной труда для организаций малого бизнеса» (2019-2023) № ГР 20190351:

  • Проведен анализ и изучение литературы, нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.
  • Разработан базовый вариант разделов руководства по системе управления охраной труда для организаций малого бизнеса «Элементы системы управления охраной труда», «Политика в области охраны труда».

 

На кафедре историко-культурного наследия Беларуси. НИР «История белорусской государственности: научное измерение и образовательный потенциал» (2019-2021), № ГР 20190350:

 

На кафедре молодежной политики и социокультурных коммуникаций. НИР «Профессионально-компетентностная культура специалиста по работе с молодежью: формирование, становление, развитие» (2016-2020):

  • Проанализированы моделирующая и проектная компетенции субъекта профессиональной деятельности.
  • Представлены формы инновационного проектирования как эффективный инструментарий системы образования через всю жизнь, способствующий формированию и развитию профессионально востребованных компетенций.

 

На кафедре управления и экономики высшей школы. НИР «Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг» (2019-2022), № ГР 20190352:

  • Определены и обоснованы критерии эффективности экспорта образовательных услуг УВО.
  • Определена экономическая и социальная эффективность оказания образовательных услуг, выявлены способы ее повышения.
  • Представлены предложения по расширению финансовой автономии УВО.

 

На кафедре современного естествознания. НИР «Разработка дидактического обеспечения переподготовки по специальности в области управления качеством образования» (2019-2022), № ГР 20190353:

  • Оптимизированы структура и содержание образовательного стандарта, учебно-тематического плана, учебных программ по учебным дисциплинам по новой специальности переподготовки «Управление качеством в сфере образования» с учетом современных требований к управлению качеством образования.