В Республиканском институте высшей школы 20 февраля 2018 года состоялась XIII Международная научно-методическая конференция «ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ», посвященная 45-летию РИВШ

 


В Республиканском институте высшей школы 20 февраля 2018 года состоялась XIII Международная научно-методическая конференция «ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ», посвященная 45-летию РИВШ. Конференция собрала более 200 участников: руководителей учреждений образования, научных работников, преподавателей и экспертов системы образования, аспирантов и магистрантов. 

С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор РИВШ, профессор Гайсёнок Виктор Анатольевич. Он отметил, что сегодня высшая школа Республики Беларусь ставит перед собой глобальные задачи по подготовке квалифицированных специалистов, по расширению научных исследований и инновационной деятельности. Это требует новых подходов к формированию структуры специальностей, к проектированию учебных планов и программ, совершенствования нормативно-правового обеспечения, применения новых методов обучения, укрепления связей с производством, трансформации университетов в университеты нового поколения. Поэтому данное мероприятие традиционно рассматривается как важный инструмент, позволяющий выработать оптимальные пути трансформации высшей школы Беларуси, уточнить перспективы ее развития.

В работе конференции принял участие первый заместитель Министра образования Республики Беларусь Богуш Вадим Анатольевич. Он поздравил коллектив института юбилеем и отметил, что РИВШ как информационно-дискуссионная площадка позволяет экспертному педагогическому сообществу обсудить и выработать научно-обоснованные предложения по развитию высшей школы в контексте «Концептуальных подходов к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года».

В своем докладе он отметил, что концептуальное видение развития национальной системы высшего образования сегодня должно формироваться с учетом таких международных трендов, как переход к массовому высшему образованию, широкое внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, переход к парадигме обучения на протяжении всей жизни. Повышение роли современной системы образования в развитии человеческого капитала для экономики знаний основывается на том, что «в формировании инновационной экономики и ее конкурентной среды система высшего образования должна обеспечить соответствие приобретаемых компетенций быстроменяющимся требованиям со стороны общества и экономики, техники и технологий, развитию личной инициативы и адаптируемости человека, благодаря которым расширяются его возможности генерировать идеи, создавать инновационный продукт».

В докладе «О совершенствовании деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0» начальник Главного управления профессионального образования кандидат экономических наук С.А. Касперович отметил, что основным концептом в развитии современного университета видится саморазвитие учреждения высшего образования, в котором образовательный процесс тесным образом интегрирован с научно-исследовательской деятельностью и ориентирован на реальные и перспективные потребности отраслей экономики и социальной сферы. Наиболее полно современным потребностям общества и государства сегодня отвечает концептуальная модель развития университета, получившая наименование «Университет 3.0». Концепция предполагает создание внутри университетов интегрированной с академическими и сервисными структурами предпринимательской среды для использования и коммерческой реализации инноваций.

На решение этой задачи ориентирован приказ Министра образования № 757 от 01.12.2017 г. «О совершенствовании деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0». Приказом предусмотрена реализация с 1 сентября 2018 г. экспериментального проекта «Совершенствование деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0» (комплексное развитие научно-исследовательской, инновационной и предпринимательской инфраструктуры учреждения высшего образования в целях создания инновационной продукции и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности)».

Председатель конференции, ректор Республиканского института высшей школы доктор физико-математических наук В.А. Гайсёнок в докладе «Отраслевые кластеры как фактор развития системы высшего образования» акцентировал внимание на необходимость участия учреждений высшего образования Беларуси в национальных инновационных отраслевых кластерах, как новой формы сопряжения науки, производства и образования вне ведомственных рамок централизованного управления. В докладе было отмечено, что учреждения высшего образования и научные организации являются неотъемлемым элементом любого кластерного объединения, так как выполняют в них ряд уникальных функций: разработку и внедрение новых технологий, обучение и повышение квалификации работников, консалтинг предприятий в различных областях деятельности, совместное использование объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования оборудованием, центры трансфера технологий и пр.), аккумулирование и трансляция знания между участниками кластера. В свою очередь учреждения образования, являясь членом отраслевого кластера получают доступ к финансированию исследований со стороны предприятий, совершенствуют образовательные программы в целях их соответствия современным потребностям, организуют студентам практику и стажировки на предприятиях кластера, привлекают к образовательному процессу специалистов-практиков из предприятий-участников кластера, а также повышают квалификацию сотрудников УВО на базе предприятиях кластера.

Об оптимизации деятельности учебно-методических объединений в сфере высшего образования, рассказал проректор по научно-методической работе И.В. Титович. Он представил схему организационной структуры и функций новой системы УМО в сфере высшего образования

По завершении пленарного заседания, научная дискуссия по направлениям дальнейшего совершенствования и обновления системы высшего образования Беларуси, заданная тематикой пленарных докладов, была продолжена в рамках девяти секций конференции и отражена в сборнике материалов конференции.

Республиканский институт высшей школы благодарит пленарных докладчиков, руководителей секций, а также всех, кто принимал активное участие в обсуждении оптимальных путей развития высшей школы.

Тезисы и доклады выступлений опубликованы в сборнике материалов конференции, который адресован работникам системы образования и научной сферы, аспирантам. Материалы конференции доступны также в электронной библиотеке БГУ по адресу:http://elib.bsu.by/handle/123456789/191439

Материалы выступлений:

«Отраслевые кластеры как фактор устойчивого развития системы высшего образования в  условиях его модернизации» В.А. Гайсёнок.

«О совершенствовании деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0»» С.А. Касперович.

«Об оптимизации деятельности учебно-методических объединений в сфере высшего образования» И.В. Титович.