1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ (RUS ; ENG )

 

Цель Проекта заключается в совершенствовании учебно-образовательной среды и в формировании условий для обеспечения соответствия высшего образования потребностям рынка труда.

 

Данная цель будет достигнута путем:

– увеличения количества УВО, в которых улучшена учебно-образовательная среда и внедрены инновационные подходы к организации образовательного процесса;

– совершенствование процессов и технологий обучения и преподавания в УВО, в том числе на основе гибких моделей обучения и преподавания;

– расширение преобразований в сфере управления и обеспечения качества высшего образования Республики Беларусь.

 

Целевая направленность Проекта:

– Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы;

– Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года;

– Стратегический план действий по реализации основных задач развития системы образования в соответствии с принципами и инструментами Европейского пространства высшего образования.

Реализация Проекта рассчитана на 5 лет, охватывает период с 2020 года по 2025 год и будет финансироваться за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития в размере 100 000 000 евро.

 

2. ПРАВОВАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Соглашение о займе (Проект «Модернизация высшего образования Республики Беларусь») между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития (23.10.2020) ;

Указ Президента Республики Беларусь от 19 октября 2020 г. № 367 «Об утверждении международного договора и его реализации» ;

– приказ Министра образования Республики Беларусь от 02 ноября 2020 г. № 728 «Об организационных мерах по реализации Соглашения о займе» (включает Программу использования средств Международного банка реконструкции и развития согласно Соглашению о займе и План использования средств Международного банка реконструкции и развития согласно Соглашению о займе);

Рамочный документ по охране окружающей среды;

Общие условия финансирования МБРР. Финансирование инвестиционных проектов;

Правила закупок для заемщиков ФИП Всемирного банка ;

Руководство по предотвращению и борьбе с мошенничеством и коррупцией в проектах, финансируемых за счет займов МБРР и кредитов и грантов МАР (в редакции от 1 июля 2016 года) .

 

3. СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Компонент 1. Модернизация учебно-образовательной среды.

Подкомпонент 1.1. Обеспечение условий для качественного практико-ориентированного обучения.

Подкомпонент 1.2. Модернизация материально-технической базы учебно-образовательной среды.

Компонент 2. Инновации в области преподавания и обучения.

Подкомпонент 2.1. Разработка результатов обучения и содержания образования.

Подкомпонент 2.2. Интернационализация высшего образования.

Подкомпонент 2.3. Гибкие модели обучения и преподавания.

Компонент 3. Обеспечение качества.

Подкомпонент 3.1. Разработка внешнего обеспечения качества.

Подкомпонент 3.2. Разработка внутреннего обеспечения качества.

Компонент 4. Управление проектом.

 

4. МЕРОПРИЯТИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРОЕКТА (компетенция РИВШ)

В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 02.11.2020 № 728 Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» является организацией-заказчиком, ответственным за реализациюмероприятий:

– Компонента 2. «Инновации в области преподавания и обучения» (совместно с учреждением «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»);

– Подкомпонента 3.2. «Разработка внутреннего обеспечения качества» (совместно с Департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь).

Ответственный за координацию реализации мероприятий Компонента 2 и Подкомпонента 3.2 – Титович Игорь Владимирович, проректор по научно-методической работе РИВШ .

 

4.1. Компонент 2. Инновации в области преподавания и обучения.

4.1.1. Мероприятия Подкомпонента 2.1. Разработка результатов обучения и содержания образования:

– проектирование содержания образования на основе результатов обучения и их диагностирование;

– разработка механизма согласования профессиональных и образовательных стандартов;

– организация обучения ППС эффективным приемам, методикам и технологиям обучения студентов;

– проектирование образовательных стандартов поколения 3+ с учетом потребности работодателей в выпускниках со сформированными универсальными и профессиональными компетенциями;

– проектирование (новых) специальностей высшего образования, ориентированных на подготовку специалистов для V и VI технологических укладов;

– организация системы мониторинга трудоустраиваемости выпускников УВО на рынке труда.

 

4.1.2. Мероприятия Подкомпонента 2.2. Интернационализация высшего образования:

– обучающие визиты ППС в зарубежные учреждения образования и организации;

– выездная академическая мобильность магистрантов и ППС;

– обучение ППС английскому и китайскому языкам для организации профессиональной деятельности;

– финансирование научных публикаций ППС и обучающихся в ведущих зарубежных журналах;

– участие системы высшего образования и УВО в международных сопоставительных исследованиях;

– обеспечение участия студентов в национальных и международных программах и конкурсах;

– развитие сотрудничества белорусских и зарубежных учреждений образования (совместные проекты).

 

4.1.3. Мероприятия Подкомпонента 2.3. Гибкие модели обучения и преподавания:

– разработка стратегии гибких моделей доставки образовательного контента (цифровизации процессов в системе высшего образования).

 

4.2. Компонент 3. Обеспечение качества.

4.2.1. Мероприятия Подкомпонента 3.2. Разработка внутреннего обеспечения качества:

– обучение ППС и административно-управленческого состава УВО по тематике разработки и функционирования внутривузовских систем обеспечения качества образования на основеСтандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования в Европейском пространстве высшего образования (ESG-2015);

– разработкадокументационногосопровожденияпроцедурывнутривузовскогообеспечениякачествавысшегообразования на основеСтандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования в Европейском пространстве высшего образования (ESG-2015);

– поддержка профессиональной аккредитации УВО в международных аккредитационных агентствах.

 

5. РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА

Рассмотрение обращений граждан, связанных с общими вопросами реализации проекта «Модернизация высшего образования Республики Беларусь»;

Рассмотрение обращений граждан, связанных с вопросами реализации Компонента 2 и Подкомпонента 3.2 проекта.